Промышленная безопасность

О проведении второго этапа

Единого республиканского дня безопасности

           В соответствии с организационно-методическими указаниями Премьер-министра Республики Беларусь по подготовке органов управления и сил Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на 2021 год
с 1 по 10 сентября текущего года спланировано проведение второго этапа Единого республиканского дня безопасности.

Мозырский межрайонный отдел Гомельского ОУ Госпромнадзора предлагает руководителям организаций эксплуатирующих опасные производственные и потенциально опасные объекты поднадзорные Госпромнадзору организовать в этот период проведение на объектах противоаварийных тренировок с обслуживающим персоналом с целью закрепления знаний и навыков  по действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций при эксплуатации поднадзорного Госпромнадзору оборудования.

 

Старший государственный инспектор

Мозырского межрайонного отдела

Гомельского ОУ Госпромнадзора                                 П.Н.Скоростецкий

 


Инцидент с башенным краном КБМ-401П, произошедший 23.03.2021
в г. Жодино на строительном объекте.

23.03.2021 в г. Жодино на строительном объекте: «Два многоквартирных жилых дома по ул. Жодинская, район дома № 13» с башенным краном КБМ-401П (исполнение-36, 2008 года выпуска, изготовитель РПУП «Могилевский завод «Строммашина»), принадлежащим дочернему унитарному предприятию «Автомобильный комбинат» Минского областного производственного проектно-строительного унитарного предприятия «Минскоблсельстрой» произошел инцидент.

При подъеме груза, превышающего грузоподъемность крана при определенном вылете грузового крюка, произошло падение секции стрелы башенного крана.

С учетом экспертного заключения, по результатам проведенных

НПК «НАУКА» (г. Могилев) технической экспертизы и экспертной оценки конструкции сварного соединения пластины серьги с трубой верхнего пояса стрелы установлено:

основной причиной разрушения стрелы (разрыва серьги) (Фото 1,2) башенного крана КБМ-401П является подъем груза массой 5,9 тонн на максимальном вылете стрелы 40,0 м при разрешенной массе 2,5 тонны (превышение допустимой нагрузки более чем в 2 раза);

Фото 1

Фото 2

конструктивной особенностью данного крана является проектное
и технологическое решение в изготовлении конструкции сварного соединения верхнего пояса (трубы) стрелы с серьгой с оставшимся после сборки и окончательной сварки в конструкции соединения сквозным пазом в пластине серьги (Фото 3), что является высоким концентратором напряжений, требующим проведения регулярных осмотров с контролем наличия трещин (микротрещин) в соединении, окончаниях сварных швов, основном металле в зоне сквозного паза пластины (Фото 4).

Фото 3

Фото 4

Анализ обстоятельств инцидента и изучение документации
по организации эксплуатации башенных кранов ДУП «Автомобильный комбинат» показал, что эксплуатация башенного крана осуществлялась
с грубыми нарушениями требований Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов (далее – ПОПБГК):

допущена эксплуатация крана с демонтированным прибором безопасности ОНК-160Б (нарушение требований п. 405, 420, 428 ПОПБГК);

допущено превышение номинальной грузоподъемности крана (нарушение требований пункта 407 ПОПБГК);

строповка грузов проводилась лицом, не имеющим профессию рабочего «стропальщик» и не допущенным в установленном порядке
к обслуживанию крана (нарушение требований п. 405 ПОПБГК);

на предприятии отсутствовали инструкции по безопасному ведению работ (инструкции по эксплуатации) для работников (машиниста крана, стропальщика, обслуживающего персонала), осуществляющих эксплуатацию грузоподъемных кранов (нарушение требований п. 338 ПОПБГК).

В соответствии с задачами и функциями, возложенными на Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (далее – Госпромнадзор) по информированию и разъяснительной работе, в целях профилактики и недопущения аналогичных происшествий, организации на должном уровне профилактической работы по предупреждению аварийности и травматизма необходимо:

довести до сведения экспертов, инспекторского состава Госпромнадзора, владельцев башенных кранов КБМ-401П информацию о произошедшем инциденте;

потребовать от руководителей организаций, в которых эксплуатируются указанные грузоподъемные краны:

произвести внеочередной контроль основного металла и сварных швов стрелы башенных кранов КБМ-401П с использованием неразрушающих методов контроля силами специализированных организаций, имеющих лицензию на право деятельности в области промышленной безопасности в части диагностирования башенных кранов, уделив особое внимание состоянию соединений пластин серьги с верхним поясом (трубой) стрелы. Результаты внеочередного контроля отразить в паспортах башенных кранов с приложением отчетной документации. При выявлении недопустимых дефектов в соединении выполнить ремонт (усиление) металлоконструкции или ее замену;

Справочно: По результатам расчетов, произведенных
НПК «НАУКА», конструктивное решение по усилению только сплошной заваркой сквозного паза в проушине является недостаточным
для обеспечения прочности конструкции.

обеспечить при проведении годового контроля технического состояния, перед каждым монтажом башенных кранов КБМ-401П визуально-измерительный контроль состояния соединений пластин серьги с верхним поясом (трубой) стрелы;

предоставление информации о проведении внеочередного контроля основного металла и сварных швов стрелы башенных кранов КБМ-401П
в обособленные территориальные подразделения Госпромнадзора.

 

Ведущий государственный инспектор

Мозырского межрайонного отдела

Гомельского ОУ Госпромнадзора                                 А.И.Здрок

 


Вниманию субъектов промышленной безопасности!!!

С 15 июня 2021 года вступают в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности».

Изменения, внесенные Законом Республики Беларусь от 10.12.2020 № 66-З,  касаются всех субъектов промышленной безопасности, эксплуатирующих опасные производственные объекты и (или) потенциально опасные объекты.

Прежде всего, это изменение определения производственный контроль. Ранее определение «производственны контроль» означало «контроль за соблюдением требований законодательства в области промышленной безопасности внутри субъекта промышленной безопасности». В новой редакции определение «производственный контроль» включает в себя более широкий спектр задач, стоящих перед субъектом хозяйствования в области промышленной безопасности: производственный контроль – комплекс организационных и технических мероприятий, реализуемых субъектом промышленной безопасности, направленный на обеспечение безопасной эксплуатации опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, а также на предупреждение аварий и (или) инцидентов на этих объектах.

Начиная с декабря 2021 года, субъекты промышленной безопасности обязаны ежегодно предоставлять информацию об организации производственного контроля в области промышленной безопасности.

При этом, если субъект промышленной безопасности не имеет вышестоящей организации, т.е. без ведомственной подчиненности, то информация представляется в территориальный орган Госпромнадзора.

Если субъект промышленной безопасности входит в состав республиканского органа государственного управления или в состав  иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь – информация предоставляется в этот орган государственного управления. Например, ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» входит в состав концерна «Белнефтехим», следовательно, информация об организации производственного контроля в области промышленной безопасности направляется в концерн «Белнефтехим».

Информация об организации производственного контроля в области промышленной безопасности должна предоставляться не позднее 25 декабря текущего года.

В целях своевременного предоставления объективной информации субъектам промышленной безопасности уже на данном этапе необходимо провести ряд организационных мероприятий, в том числе: актуализировать положения об организации и осуществлении производственного контроля, разработать графики проведения контрольно-профилактических проверок,  технического освидетельствования и технического диагностирования потенциально опасных объектов; убедиться в наличии актуальных протоколов проверки знаний по вопросам промышленной безопасности у ответственных лиц, а также у рабочих; провести анализ работы лиц, осуществляющих производственный контроль

 

Ведущий государственный инспектор

Мозырского межрайонного отдела

Гомельского ОУ Госпромнадзора                                                           А.И. Здрок

 



 

Информация о разъяснении вопросов, в части подъёмных сооружений и аттракционов.

Вопрос:

Просим Вас разъяснить, необходимо ли лицам, ответственным за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии, и прошедшим проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в качестве ответственного за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии, дополнительно проходить проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в части обслуживания грузоподъёмных кранов?

Ответ:

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности определен постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, согласно которому первичную и периодическую проверку знаний в комиссии Госпромнадзора проходят, среди прочих, как руководители и специалисты, осуществляющие руководство работами, так и лица, ответственные за безопасную эксплуатацию.

Пунктом 85 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, установлено, что:

для обеспечения безопасности работ при обслуживании и ремонте грузоподъемного крана и соблюдения требований проекта производства работ, руководства (инструкции) по эксплуатации (ремонту) изготовителя руководитель специализированной организации назначает локальным правовым актом ответственных за ведение работ, под руководством которых проводится обслуживание грузоподъемного крана;

при проведении владельцем работ по обслуживанию грузоподъемных кранов вышеуказанные работы могут проводиться под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом.

Таким образом, указанным пунктом Правил специализированным организациям, являющимся владельцами грузоподъемных кранов, предоставлено право проводить обслуживание принадлежащих этим организациям кранов под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии. При этом, инструкция для этого ответственного лица должна содержать обязанности по руководству работами, в том числе по обслуживанию грузоподъемных кранов, а также необходимо наличие протокола, подтверждающего прохождение в установленном порядке проверки знаний в объеме для этого ответственного лица. При соблюдении указанных условий лицо, ответственное за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, фактически осуществляет функции ответственного за ведение работ по обслуживанию грузоподъемных кранов.

Учитывая изложенное, требования, предъявляемые к субъектам промышленной безопасности, выполняющим работы по обслуживанию собственных грузоподъемных кранов и оказывающим услуги сторонним организациям, отличаются.

По информации, указанной в обращении Ваша организация имеет специальное разрешение (лицензию) на право обслуживания грузоподъемных кранов (краны мостового типа, управляемые из кабины; краны стрелового типа (стреловые самоходные) грузоподъемностью более 1 тонны; приборы и устройства безопасности) без ограничений по возможности оказания услуг сторонним организациям.

В том случае, если Ваша организация не претендует на оказание услуг по обслуживанию грузоподъемных кранов, указанных в специальном разрешении (лицензии), сторонним организациям, ему необходимо в установленном порядке внести соответствующие изменения в лицензию, что даст право выполнять работы по обслуживанию грузоподъемных кранов, принадлежащих её под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом, без дополнительной проверки у этого лица знаний в части обслуживания грузоподъемных кранов.

В случае сохранения вышеуказанной лицензии в неизменном виде, прохождение дополнительной проверки знаний обязательно.

Вопрос:

Просим дать разъяснения по вопросу обучения работников, которые ежедневно работают с кранами-штабелёрами. Какую подготовку (обучение) необходимо пройти работникам для допуска их к работе на кран-штабелёре?

Ответ:

В том случае, если работники осуществляют управление кранами-штабелерами, относящимися к грузоподъемным кранам, перечисленным в подпункте 3.2 пункта 3 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), то порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности этих работников должен соответствовать требованиям Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция). Пунктом 24 Инструкции предусмотрено, что к проверке знаний допускаются рабочие, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную документами об образовании (документами об обучении).

Аналогичное требование содержится в пункте 347 Правил, согласно которому к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов допускаются работники, имеющие соответствующую выполняемой работе профессию.

Других требований в части подготовки (обучения) в отношении работников, имеющих рабочие профессии, при допуске их к работе Инструкция и Правила не содержат.

Дополнительно информируем, что работники, осуществляющие управление кранами-штабелерами, отнесенными к грузоподъемным кранам в соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 Правил, должны пройти подготовку (обучение) и иметь соответствующую характеристикам крана и перемещаемых этим краном грузов квалификацию по профессии «Машинист крана (крановщик)» (§§ 232 – 237 выпуска 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих).

Вопрос:

Просим дать разъяснения по следующим вопросам:

Нужно ли получать разрешение в Госпромнадзоре на право реализации непрерывного профессионального обучения рабочих по профессиям на производстве для собственных нужд?

Нужно ли согласовывать учебные планы с Гопромнадзором?

Каков порядок действий при реализации процедуры непрерывного профессионального обучения рабочих по профессиям на производстве для собственных нужд без нарушений требований законодательства в области промышленной безопасности?

Ответ:

Вопросы непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих, в том числе на производстве для собственных нужд (далее – обучение на производстве), регулируются законодательством в области образования.

По существу поставленных в обращении вопросов сообщаем следующее.

Выдача разрешения Госпромнадзора на право осуществления обучения на производстве, а также согласование учебно-программной документации для такого обучения не предусмотрены единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156,
и, следовательно, – не требуются.

В соответствии с пунктом 4 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06 июля 2016 г. № 31, проверке знаний подлежат лица, которые привлекаются в качестве преподавателей для проведения теоретической подготовки по вопросам промышленной безопасности, и которые в соответствии с пунктом 16 этой инструкции проходят первичную и периодическую проверку знаний в комиссиях по промышленной безопасности, создаваемых в Госпромнадзоре. Других требований, связанных с вопросом осуществления обучения на производстве, законодательство в области промышленной безопасности не содержит.

Данные разъяснения сформулированы с учетом законодательства, действующего на дату подготовки настоящего ответа.

Вопрос:

Какие требования предъявляются к разработчику проекта производства работ с точки зрения наличия специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности?

Какие требования предъявляются к разработчику проекта производства работ, в котором прорабатываются вопросы по подготовке площадки под установку грузоподъёмного крана?

Ответ:

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, и Перечнями потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, определенными Приложением 2 к Закону Республики Беларусь  от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614, для выполнения работ (оказания услуг) по разработке проекта производства работ грузоподъемными кранами лицензия на деятельность в области промышленной безопасности не требуется.

Требования к организациям, разрабатывающим проекты производства работ, установлены пунктами 9.3 и 11.1 ТКП 45-1.03-161-2009 «Организация строительного производства», утвержденного и введенного в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 396. Так же при разработке проектов производства работ необходимо учитывать требования пункта 421 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66.

Вопрос:

В связи с необходимостью разработки паспортов на существующие тупиковые упоры грузоподъёмных кранов и для определения возможности изготовления паспортов собственными силами, просим дать разъяснения по следующим вопросам:

  1. Какими разрешительными документами (лицензия, аттестат, сертификат) должна обладать организация для расчёта крановой нагрузки и разработки конструкторской (или проектной ) документации на тупиковые упоры? Какие квалификационные требования предъявляются к персоналу, занятому разработкой паспортов на тупиковые упоры?
  2. Какими нормативными документами должна руководствоваться организация при разработке паспортов на тупиковые упоры?
  3. Паспорт тупикового упора должен содержать утверждённый акт обследования упора и наименование организации, проводившей обследование. Какими документами (программа, методика) регламентируются методы обследования (диагностики) тупиковых упоров и их объём? Кто допускается к обследованию тупиковых упоров (требования к квалификации персонала и разрешительные документы организации)?
  4. Существует ли порядок испытания тупиковых упоров и какими нормативным документом он устанавливается?

Ответ:

Требование о паспортизации тупиковых упоров, установленных на крановых путях, содержащееся в пункте 39 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее – Правила), внесено в Правила с целью предупреждения случаев аварийности и травматизма по причинам неисправности и (или) несоответствия установленных тупиковых упоров крановым нагрузкам.

В ряде случаев в ситуации, когда отсутствуют эксплуатационные документы изготовителя тупиковых упоров, установленных на крановых путях, монтаж, эксплуатация (включая контроль технического состояния, обслуживание и ремонт) этих тупиковых упоров осуществляется не квалифицировано, без соблюдения технических параметров по крановым нагрузкам, воздействующим на тупиковые упоры, с применением неправомерных способов и методов их установки, без определенной периодичности осуществления осмотров при отсутствии браковочных показателей и других требований, что в критических обстоятельствах является причиной аварий и инцидентов, нередко сопровождающихся травмированием персонала.

В том случае, когда восстановить паспорта на тупиковые упоры силами их изготовителя не представляется возможным, технические параметры тупиковых упоров по допустимым крановым нагрузкам,
а следовательно – назначение, тип и размерную группу кранов,
для предотвращения схода которых с рельсового пути могут быть использованы упоры, требования к их техническому состоянию, возможность установки с учетом действующих нагрузок, порядок выбраковки, конкретные меры безопасности могут быть определены после выполнения натурных обследований, включающих неразрушающий контроль, определение химического состава металла и др., проведения соответствующих расчетов и испытаний.

Указанные расчеты должны быть проведены по нормативам, используемым в строительной отрасли, что соответствует требованиям пункта 37 Правил, согласно которому устройство кранового пути должно производиться по проекту, разработанному изготовителем грузоподъемного крана или проектной организацией, имеющей аттестат соответствия на право осуществления соответствующего вида деятельности, выданный Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь в соответствии с Положением об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности  (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 г. № 252. Оптимально, если указанными проектными организациями разработаны паспорта тупиковых упоров.

В тоже время, если по каким-либо причинам отсутствуют разработанные указанными проектными организациями паспорта тупиковых упоров, пунктом 39 Правил дано право владельцам грузоподъемного крана произвести самим такую разработку. При этом предшествующие этой разработке обследования и испытания тупиковых упоров должны производиться на основе разработанной и апробированной в установленном порядке методики обследования и испытаний тупиковых упоров. Разработку указанной методики могут осуществить организации, имеющие персонал соответствующей квалификации (конструктора (проектировщики), технологи, при участии лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов), а также материально-техническую базу (оснащенный соответствующим образом полигон (участок) для испытаний, средства и инструменты для проведения измерений и т.п.), позволяющие обеспечить выполнение комплекса работ по обследованию, испытаниям и разработке эксплуатационной документации тупиковых упоров (паспорт как часть конструкторской документации на изделие). Указанная методика, как правило, содержит порядок и объем, а также методы обследования тупиковых упоров, требования к персоналу, проводящему обследование и испытания, и его численность. Соответственно выполнение таких работ
как неразрушающий (разрушающий) контроль основного металла и сварных соединений, определение химического состава металла и т.п. должно проводиться организациями, имеющими в своем составе аккредитованные в установленном порядке на проведение этих работ подразделения.

В качестве пособия для разработки указанных методик могут быть использованы материалы РД 50:48:0075-02-05 Научно-производственного центра «Путь К», г. Москва, адаптированные под действующее в Республике Беларусь законодательство.

Принимая во внимание отсутствие в Правилах требований к форме
и содержанию паспорта на тупиковые упоры, рекомендуем форму паспорта тупикового упора, которую целесообразно использовать при разработке конструкторской документации на изготовление тупиковых упоров или проведении работ по паспортизации имеющихся упоров.

ПАСПОРТ 

ТУПИКОВОГО УПОРА

________________________________

(шифр проекта паспорта)

Заводской № _______________________

  1. 1. Назначение

Упор тупиковый предназначен для гашения остаточной скорости __________ крана, а так же для предотвращения схода с кранового пути и опрокидывания крана в аварийных ситуациях при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.

  1. 2. Технические характеристики

2.1. Тип тупикового упора ________________________________________________

2.2. Габаритные размеры:

длина, мм________________________________________

ширина, мм_______________________________________

высота, мм________________________________________

2.3. Радиус кривизны накатной части, мм _____________

2.4. Марка стали при ±20 °С ВСт3сп5; ВСт3пс5 ГОСТ 380 (рекомендуемая)

при ±40 °С Ст09Г-12; Ст09Г2С-12 ГОСТ 19281(рекомендуемая)

2.5. Масса, кг ____________

2.6. Диаметр (площадь) сечения упругого амортизатора, мм ____________________

2.7. Максимальная допустимая горизонтальная нагрузка на упор от буферной части крана не более, кН _________________________________________________________,

2.8. Расстояние от головки рельса до центра буфера упора, мм _________________

  1. 3. Применение

Тупиковые упоры применяются для следующих условий

3.1. Тип крана ___________________________________________________________

3.2. Размерная группа или масса крана ______________________________________

3.3. Номинальный грузовой момент башенного крана, тс·м ____________________

3.4. Рабочая скорость передвижения крана, м/мин ____________________________

3.5. Грузоподъемность, т _________________________________________________

3.6. Температурный режим эксплуатации, °С ________________________________

3.7. Нагрузка от колеса крана на рельс, кН __________________________________

3.8. Тип рельса, на который устанавливается упор ____________________________

3.9. Допустимый диаметр колеса крана (для упоров безударного типа), мм _______

3.10. Суммарная длина упругих амортизаторов, установленных на кране и тупиковом упоре, мм (не менее) _____________________________________________

  1. 4. Состав изделия и комплект поставки

В разделе приводится чертеж упора, другие необходимые иллюстрации (например – маркировка упора).

Комплект поставки рекомендуется оформлять в табличном виде.

  1. 5. Устройство и принцип работы

В разделе приводится описание:

конструкции тупикового упора, его составных частей, узлов и деталей;

крепления упора к рельсу (способ и инструмент, применяемый для затяжки болтовых соединений);

процедуры установки упора;

основного принципа работы упора.

  1. 6. Подготовка изделия к работе

В разделе приводится описание:

процедуры расконсервации упора;

проверки комплектности;

последовательности операций по установке упора с указанием проверяемых параметров;

других действий по приведению упора в рабочее состояние.

 

  1. 7. Техническое обслуживание

В разделе приводится:

периодичность проведения осмотров и обслуживаний;

перечень работ при проведении технических обслуживаний.

  1. 8. Указания мер безопасности

В разделе приводится описание основных требований и мер безопасности при хранении, транспортировании и эксплуатации упоров.

  1. 9. Транспортирование и хранение

В разделе приводится описание:

основных требований к транспортным средствам, на которых можно транспортировать тупиковые упоры;

требований к укладке, таре и хранению упоров.

  1. 10. Гарантийные обязательства*

10.1. Изготовитель гарантирует соответствие упоров приведенным в паспорте характеристикам при соблюдении потребителем условий эксплуатации, транспортирования и хранения, установленных настоящим паспортом.

10.2. Срок гарантии устанавливается 18 месяцев с момента ввода тупиковых упоров в эксплуатацию, но не более 24 месяцев со дня отгрузки потребителю.

 

  1. 11. Сведения о предприятииизготовителе**

Изготовитель: __________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. 12. Сведения о приемке***

Тупиковые упоры инв. (зав.) №№ _______________ прошли приемосдаточные испытания по программе и методике испытаний ____________________________________________ «___» ______________ 20___ года и признаны годными к эксплуатации.

Технический директор (мастер)       ___________________         __________________

(подпись)                                            (ФИО)

ОТК                                                      ___________________         __________________

(подпись)                                            (ФИО)

 

Сведения о консервации ___________________________________________________

 

Сведения о ремонте

Дата Выполненные работы ФИО, должность, подпись

Не менее 5 листов

Сведения о проведенных обследованиях

Дата Результаты обследований ФИО, должность, подпись

Не менее 5 листов

 

* – при разработке паспорта эксплуатирующей грузоподъемный кран организацией
не указываются;

** – при разработке паспорта эксплуатирующей грузоподъемный кран организацией указывается наименование организации, проводившей выборочные испытания упоров;

*** – при разработке паспорта эксплуатирующей грузоподъемный кран организацией указываются № и дата утверждения акта обследования тупиковых упоров, наименование организации, проводившей обследование тупиковых упоров.

Вопрос:

Я будущий ИП и хочу установить на микроавтобус бортового типа категории Б манипуляторную установку. Как правильно это сделать? Какие нужны документы, нужна ли регистрация в Госпромнадзоре?

Ответ:

В общем случае при выпуске продукции изготовитель этой продукции должен обеспечить комплектность эксплуатационной документации (паспорт, руководство по эксплуатации и др.), которая является частью конструкторской документации на изделие.

Результатом монтажа крано-манипуляторной установки (КМУ)
на транспортное средство, в том числе указанное в обращении, силами как юридического лица так и индивидуального предпринимателя, является новое изделие, а именно – кран-манипулятор. Следовательно, должна быть разработана соответствующая конструкторская документация, включая эксплуатационную, проведены в установленном порядке испытания (приемочные, приемосдаточные, сертификационные). Возможно потребуется получение одобрения типа транспортного средства, одобрения типа шасси, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05 августа 2019 г. № 64/30/81/47 «О порядке подтверждения наличия документов о качестве и безопасности товаров при их продаже».

По терминологии ГОСТ 33167-2014 «Краны погрузочные гидравлические. Требования безопасности» (на территории Республики Беларусь введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Республики Беларусь с 1 апреля 2017 г. постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 1 сентября 2016 г. № 68) с 1 апреля 2017 г. кран–манипулятор именуется погрузочным краном с гидравлическим приводом. Указанный кран относится к категории оборудования подъемно-транспортного, кранов грузоподъемных и в соответствии с пунктом 15 приложения № 3 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) подлежит подтверждению соответствия требованиям указанного технического регламента Таможенного союза в форме сертификации.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства
по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), Правила распространяются на краны-манипуляторы грузоподъемностью более 5 т или с грузовым моментом более 15 тонно-метров. В случае изготовления крана-манипулятора
с указанными характеристиками необходимо обеспечить выполнение требований Правил.

 

Ведущий государственный инспектор

Мозырского межрайонного отдела

Гомельского областного управления

Госпромнадзора                                                                                А.И. Здрок